ПРОЕКТ
CLEAN HANDS
Признаться честно, мы не планировали писать об одежде. Однако, обнаружив в интернет пространстве нечто названное как «стикухи для кастомизации гардероба», не смогли пройти мимо. Посмотреть, как хэндпоук превращается из телесного в материальное, весьма интересно — теперь забить можно не только себя, но и собственную одежду. Создатель проекта «Clean hands» Василий Спешилов рассказал нам о влиянии на проект тату культуры, как эстетика уничтожения стала трендом и почему нам не стоит ждать громких коллабораций.
Дизайн в любом проявлении этого слова не стоит на месте. Он расширяется и обретает новое воплощение, задавая движение современной культуры. Мода становится более личной, однако под натиском потока информации появляется и потребность в чем-то уникальном. Отныне во главе всего — история про узнаваемость, визуальный язык и самоопределение.

Вместе с тем меняется и понимание привычного — желание деформировать и уничтожать становится неотъемлемой частью самовыражения. Испорченных вещей больше не существует, и даже ржавое пятно на белой рубашке воспринимается как неповторимый элемент дизайна. Единственный в своем роде арт-объект — такова цель любого, кто не просто желает выделиться из толпы, но и рассказать свою историю.

Основатель бренда NEIGHBORHOOD Шинсуке
Такизава за созданием кастомной куртки в честь
юбилейной коллекции HOODS
Популярность кастомизации обусловлена многим факторами, одним из которых является хип-хоп культура 70-80х годов. Тогда разрисованные джинсовые куртки стали неким проводником между выражением собственного «я» и музыкой, образуя своего рода послание и акт самобытности. Противопоставление себя мейнстриму открыло новую опцию самоидентификации через ощущение принадлежности к уличной культуре.

Теперь одежда — это не только элемент гардероба, но и чистое полотно для творчества: джинсовая ткань, бланковая футболка или даже классические кроссовки могут стать бэкграундом для чего-то личного. Правила носки обваливаются, как старые стены, открывая дорогу уникальному дизайну и принципу «сделай сам».
Однако кастомизация существует не в закрытой форме, и даже широко известные бренды не остаются в стороне. Спортивный гигант Nike запускает сервис NIKEiD, с помощью которого любой желающий может создать собственный дизайн кроссовок всего в три простых шага.

Не отстают и универмаги класса «люкс» — известные дизайнеры объединяются с современными художниками и предлагают любому желающему создать нечто уникальное, но с учетом личных потребностей. Такой путь выбрал московский ЦУМ — в прошлом году в столичном эпицентре моды открылась временная студия персонализации кроссовок Dolce & Gabbana. В рамках передвижного проекта каждый желающий мог заполучить кастомную модель от знаменитого итальянского бренда — по запросу клиента профессиональные художники наносили цветные надписи, вышивали буквы и узоры и добавляли тканевые патчи из глиттера или махровой ткани.
Как бы то ни было, сегодня разработка собственного дизайна сводится к максимальному упрощению, ведь далеко не каждый знаком с основами портновского дела и готов тратить время на создание вещи с нуля. Однако техническая сторона — это далеко не всё. Глобально кастомизация — это об одежде, но ровно так же, как происходило с хип-хоп культурой, в каждом элементе арта должен быть референс чему-то большему. И в этом смысле именно хэндпоук становится точкой опоры для персонализации гардероба — теория «уничтожения» кожи через простые образы диктует новые условия, в которых существует дизайн.

Теперь мы знаем, что кастомизация — это так же просто, как ручная татуировка, а любая ткань или материя — это кожа, по образу и подобию которой располагаются выбранные изображения. Техническая сторона сводится к нулю, оставляя место яркой идее и точному результату, которые невозможно воспроизвести.
Дизайнер Верджил Абло и японский художник Такаси Мураками создают кастомные принты специально для ComplexCon
Именно такой принцип лежит в основе Clean hands — набора татуировок для кастомизации гардероба с десятком комбинаций, воплотить которые можно за считанные секунды. В этом смысле проект практически является манифестом против печати усложнённых дизайнов — чтобы подарить себе единственную в своем роде вещь, не нужно создавать её с нуля: покупать ткань, наносить принт, кроить и шить. Начинающие «наёмные убийцы белых футболок» могут располагать стикеры органично тому, как наносят на тело татуировку — таким образом, композиционно результат выглядит, как забитое хэндпоуком тело. Это не просто меняет основной подход к кастомизации, но и открывает новую главу, в которой узнаваемые образы юности становятся сюжетами не только для воплощения в качестве татуировки, но и апгрейда любимой вещи.
С ЧЕГО ВСЕ
НАЧИНАЛОСЬ
«В середине лета 2017 я уже несколько месяцев не вылезал из интернета, мечтая создать марку одежды и подыскивая свежие идеи кодировок для современной уличной семантики. — вспоминает Василий. — Из головы не вылезали основные маркеры: наркотики, надписи на стенах и кистях рук, хасл серых денег и твёрдое убеждение, что среди, условно, «плохих парней» намного больше хороших, крепких личностей, чем принято считать в законопослушной среде.

Одним из прототипов для коллекции стала «забитая» футболка. Я уже давно тащился от татух Ниндзи из Die Antwoord. Это трудно объяснить, но они оказывают на меня буквально гипнотическое воздействие.
Загоревшись идеей «зататуировать» футболку, я побоялся расписать её сам. Типографии же отказались наносить децентрализованный, ассиметричный дизайн, так как работают со стандартами нанесения, либо просят очень дорого за пошив и печать с нуля. Таких денег на обычную футболку у меня никогда не было, не те приоритеты. Ситуация задела за живое, и в следующие несколько дней я выяснил, что можно пойти другим путём. Мне оставалось самому создать татуировки для своей футболки.
Так выглядел первый проект футболки в бесплатном графическом редакторе. Тогда я ещё не умел пользоваться ни одной из программ, поэтому выбрал первую попавшуюся, лишь бы сделать прототип. Не было наборов, упаковок и дизайнов. Были просто идеи, которые казались недостижимыми целями.

Когда она была готова, друзья и знакомые стали интересоваться, откуда я её взял, а также активно давали советы, как по-другому составить композицию. Но самое важное то, что они хотели сами попробовать залепить свои вещи и упрашивали отдать остатки татушек на пробу. Тогда до меня дошло, что есть способы, которые могут обогатить среду любительского дизайна одежды, а также люди, которые хотят без навыков и длительного погружения создавать авторские вещи.»
О КОНЦЕПЦИИ
«В сердце концепции Clean hands лежит идея спонтанного дизайна, которую я называю CIY — custom it yourself. Это что-то среднее между первоначальным DIY-инструментом и готовым изделием. Что-то, что вселяет уверенность в результат и стимулирует к творчеству.

Самые удачные кастомы — такие, с которыми тебя связывает нечто личное, и это может быть даже отбеливатель, пролитый твоей девушкой на тёмно-синюю флисовую рубашку. Важно, чтобы была честная эмоция, к которой ты можешь вернуться. Просто нужно понять, что в доработке важен не момент, когда её оценивают окружающие, а когда ты ещё раньше этого про себя проговариваешь: «Ну, что, посмотрим на их лица, когда они увидят вот это?» Это не одно и то же. Для меня это шалость, а не демонстрация. Микропреступление что ли.
Мне очень нравится имманентность в дизайне, то есть направленность вглубь тебя, а не наружу. То, что для тебя значит намного больше, чем для окружающих. У этого подхода много общего с хэндпоук татуингом, как мне кажется. Ты сам, либо с другом, запершись в комнате, фигачите какие-то рандомные, часто до нелепости простые образы, вкладывая в них целую жизнь. Эта насмешка в лицо взрослому, серьёзному, но беспомощному миру нравится мне в домашней татуировке больше всего. Ты не доказываешь что-либо окружающим, а живёшь в согласии с собой, прикалываешься, как хочешь, видишь, как видишь, в общем, проживаешь эту жизнь на свой лад.»
В стиле мне одновременно сильно нравятся провокации и пасхалки. Когда концепт цепляет своего потребителя, не давая прямых директив, и побуждает строить догадки. Когда концепт — только затравка, а контент генерит сам пользователь. Больше всего я кайфую, когда у идеи получается включить чужой мозг. Кажется, сейчас нарастает спрос на такие вещи.

Раньше вещи были неприкосновенны, а беднякам, как я, вообще казалось, что из только что вскрытой коробки Versace исходит небывало яркое свечение, как в ролевых играх из сундуков. А сейчас весь дизайн вывернут наизнанку и тебе как бы говорят: «Не бойся, человек, пойдём, у тебя всё получится! Гляди, это не сложно, просто делай от души то, что тебе нравится, настолько часто, как сможешь, и не бросай мечту ни на день.»
ПРОЦЕСС
«Все паки собираются мной вручную дома, поэтому, в какой-то степени, каждый набор — это хэндмейд. Почти все стикухи в паках — флэши, народное творчество и подвальный фольклор. То, что мы рисуем на партах, выскребаем на перилах и стенках родного подъезда уже десятки лет. Но есть и заимствования неизвестных авторов, личность которых я бы очень хотел идентифицировать, чтобы отметить их руку официально. Да, стыд, что я взял их без спроса, присутствует. Однако вариант сделать реальный продукт и воздать авторам мне нравится больше, чем утопить эти эскизы в тихом восхищении.»
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
«Перед Новым годом вышел первый авторский пак с художницей North x Carolina — моя собственная гордость. Каролина сразу схватила идею и сделала прорывную работу, потому что пак получился мультисценарным. То есть не обязательно наносить стикухи так, как задумывалось автором, можно написать новую историю, свою собственную. И вот это по-настоящему меня порадовало, ведь это новый ракурс для знакомства художника и аудитории.

Я бы очень хотел сейчас сделать упор именно на начинающих иллюстраторов и татуировщиков, чтобы открывать публике новые таланты, поэтому принимаю примеры работы от каждого желающего поработать совместно.
Паки стали первым камнем в линейке CIY-инструментов Clean hands, которую я планирую расширять под данным названием. В планах рушить стереотипы неприкосновенности гардероба, развиваться в сторону платформы для начинающих художников и татуировщиков, а чуть позже воплотить более сложные решения с участием электроники.»
О КОММЕРЦИИ
«Проект ещё находится в экспериментальной стадии и не приносит прибыль. Я не предпринимал серьёзных шагов в сторону его коммерциализации, ведь основная цель — это не выручка, а большая идея. Тем не менее я усвоил несколько условий, отвечающих за качество результата. Вы должны совершать огромное количество попыток и жадно желать новых навыков, а идея должна решать человеческую проблему. Но вроде самое важное — это метить выше, чем хочешь долететь, и при этом не стереться об атмосферный слой. То есть не расплываться по концепту и не кидаться на идеи-блестяшки, следуя основному плану.»
О ТРЕНДАХ
«В индустрии моды ты либо часть стаи, но это работает в большинстве сфер, либо настолько отбитый, что в страхе люди начинают потихоньку роптать перед транслируемым тобой, и в этом случае выручает только честность. Примером тому Asspizza или Warren Lotas, хоть они ещё и не выстрелили на весь мир. Мне кажется, сейчас вообще тренд на честность. Если раньше было зачётно вылезти из жопы в люди, то сейчас круто оставаться частью этой жопы, пытаясь вытащить оттуда как можно больше людей.

К сожалению, изобилие брендов, не желая того, обедняет идейную среду готовыми вещами. В итоге покупателю остаётся быть поверхностным компилятором: подсмотреть и совместить, а не выдумать и создать либо доработать своё. Либо ты умеешь держать в руках маркер или краски, либо иди к профессионалам. Но я уверен, что огромное количество людей нуждается в промежуточных решениях, суть которых в том, чтобы свести к нулю порог вхождения в кастомизацию и дизайн.
Всё развивается по спирали, от упрощения к усложнению и обратно, в новый виток, поэтому пришло время разрушения эстетических основ, чтобы потом вывести их на следующий уровень. Мне трудно назвать упадком нарастающую популярность low-, naive-техник. Та же Rita Salt вызывает во мне щенячий восторг, хотя, кажется, в детстве любой мог бомбить не хуже. Но в этом-то и фишка. Ты больше не можешь, как в детстве. А те, кто могут, были выкинуты на обочину. Но, похоже, теперь обочина стала основной магистралью. Поэтому домашняя татуировка проникает в моду, ведь индустрия испытывает животный голод в плане настоящих человеческих историй.»
о будущем
«Коллаборация мечты, пожалуй, — это найти авторов самых потусторонних надписей со стен по всей стране, чтобы выпустить пак с их участием, и заодно пообщаться. Мне кажется, что культ успеха и мнимой сложности губит много простых, но талантливых людей с нестандартным мышлением. Всё это социальное подтверждение катализировано механиками соцсетей, и в итоге важно не то, что именно ты двигаешь, а то, с кем и сколько с ними ещё народу.

У Clean hands никогда не будет фитов с глобальными марками и всякими воротилами. Только с теми, с кем я лично буду общаться без посредников. А вообще, в прекрасном мире будущего бренды должны исчезнуть, уступив место идентичности.»
Мы живем в мире, который так быстро меняется, что точно предсказать, каким будет будущее дизайна, довольно сложно. Однако уже сегодня можно заметить, что современные тенденции уравняли доступные инструменты и методы кастомизации для всех, и теперь даже у любителя, далекого от прикладной науки, есть все возможности для создания персонального продукта.

Нам всем становится все равно, в какой бренд та или иная вещь упакована, какой логотип там нарисован, поскольку сама вещь становится более важной. Это происходит практически везде, кастомный дизайн здесь не исключение. Когда дело касается новостей, для нас главное, чтобы они были максимально быстро и компактно донесены первым попавшимся источником — будь то фейсбук, инстаграм или другие социальные сети. И ровно то же самое происходит и с татуировкой, и с индустрией моды. Упрощение, даже графическое, является и признаком этого, и следствием. И нужно просто признать — этот тренд появился очень вовремя. Наступает эра испорченных вещей. Убитых вещей. Воскрешённых вещей.
Фото — Лилия Шапран.
Благодарим фотостудию Open Studio за предоставленное для съемок помещение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda