Посторонним вход воспрещён
За упоминание слова «андеграунд» в приличном обществе показывают дорогу к ближайшей церкви. Плескаясь в потоке стереотипов, мы решили вывести индустрию современной татуировки на чистую воду.

Запасайтесь иконами, друзья, здесь слишком много противоречий, чтобы случайно в них не утонуть. Или, что еще хуже, начать самому делать андеграунд.
В последнее время на просторах интернета стало много собственного мнения практически по любому поводу. Всего за пару лет у большинства опытных пользователей тату сообществ выросли творческие железы, которые обильно выделяют секрецию — теперь за одними тату мастерами нужно пристально следить, другим завидовать, третьих ненавидеть и всячески выражать им свое непонимание. Особенно если дело касается тех, кто легким движением руки присваивает себе термин «андеграунд».
Что же скрывается за потоком многочисленных штампов? Можно ли считать андеграунд в тату культуре формой социального протеста или это всего лишь «закрытая тусовка» для своих? Держимся за штурвал крепче и готовимся к шторму.
Однозначных определений феномену андеграунда нет как в тату культуре, так и в целом. Зачастую под этим термином скрывается альтернативное искусство, которое, проиграв битву с мэйнстримом, уходит в подполье. Но ведь андеграунд явление не только художественное, но и социальное.

Есть мастера, которые занимаются татуировкой для себя и для тех, кто понимает эстетику. Когда идет речь о таких людях, в воздухе витает неуверенное слово «андеграунд». Где-то на этом же уровне атмосферы находится и тату студия, о существовании которой мало кто подозревает. А возможно и не должен подозревать. Потому что сложно выделить подобную тусовку из кучи грязи, вперемешку с которой подается слово «андеграунд».
Кто-то протестует или просто высмеивает стереотипную и однообразную индустрию татуировки во всех его проявлениях, самостоятельно определяя для себя аудиторию избранных. А кто-то просто творит на своей волне, но с оглядкой на зрителя, дабы не разочаровать круг верных поклонников, в который сознательно не пускают посторонних.

Тем самым андеграунд в тату культуре превращается в завуалированную и мало кому заметную театральную постановку, в которой никогда не удастся предугадать, когда актер покажет свое лицо.
Кто и что стоит за андеграундом?
Саша Эфрос
тату мастер, креативный директор, TATTOO CAMP
«Понятие «андеграунда» в индустрии татуировок, на мой взгляд, имеет под собой два различных, очевидных термина. Первый является прямой отсылкой к истории современной индустрии, второй — к положению конкретных жанров и артистов в творческой и рыночной экосистемах.

Если мы говорим об исторической перспективе, татуировка была «в подполье» на протяжении тысяч лет — изначальным, древнейшим посылом к нанесению пигмента в кожный покров были как социальные ранги, так и акты наказания.
Современная индустрия татуировки во многом обязана «традиционному» американском стилю начала 20х годов. Несмотря на то, что европейская сцена татуировки развивалась параллельно, но с небольшим опозданием, современная индустрия имеет корни именно на территории США. Естественно, влияния извне имели место быть, как и имело место быть много других культурологических и политических аспектов, но если отделять зерна от плевел — простой, прикладной, доступный подход к татуированию был сформулирован именно в Америке, и именно в начале прошлого века.

С течением времени примитивисткими декоративными изображениями орлов и женщин уже никого нельзя было удивить, так как на горизонте изобразительного искусства уже укрепились такие художники, как Клее, Малевич и другие.
Индустрия татуировки была в подполье не по творческим причинам, а по причинам неприятия акта нанесения как такового. Вторжение в кожный покров и его видоизменение по многим аспектам не одобрялось общественностью, не в последнюю очередь и из-за бытующих религиозных догматов.
На мой взгляд понятие «андеграунда» в татуировке — морально устаревший термин, который воспринимается обывателями некорректно. Настоящее «подполье» присутствует в индустрии Южной Кореи, когда художников выслеживают, а студии закрывают. В России и в Европе, несмотря на регламентацию и законодательство, таких ярких примеров давления не было и нет.

На мой вкус, гораздо правильнее употреблять другие термины — авангардная татуировка, авторское творчество. Данные категории дают людям представление именно о сути конкретной формы искусства, а не о его актуальном рыночном курсе.
Андеграунд — уже довольно-таки абстрактный термин, в который люди ошибочно вкладывают движение против системы. Но что самое смешное, на просторах интернета с легкостью можно найти двух схожих артистов: первый достаточно давно начал конкретизировать и продвигать свое жанровое своеобразие и к 2017 году уже имеет хорошую аудиторию, при этом второй артист может делать вполне сравнимые по эстетике вещи, но из-за отсутствия спроса и броской оригинальности с легкостью вешает на себя мифический «андерграунд» ярлык.

Термин «андерграунд» в моем представлении является щитом для всех, кто не может выделиться иначе. Безусловно, это достаточно резкое высказывание, но повторюсь — в данный момент, в России, никто не ограничивает творческую свободу. Художников никто не терроризирует, статью за тунеядство еще не обновили — артиста ограничивает в его творчестве только его воображение и опыт. При правильно выстроенном рекламном алгоритме из нищеты можно вывести почти любого артиста."
«Термин „андерграунд“ в моем представлении является щитом для всех, кто не может выделиться иначе»
Игорь Танген
тату мастер
«Не знаю, как в других областях и сферах, но в тату мире понятие „андеграунд“ работает, как по-моему. Я лично это все называю тату-сецессионом. Мы как некая группа художников, в какой-то степени объединившаяся и отделившаяся от консервативного видения и исполнения татуировки, ну и потихоньку стараемся реформировать все это, поменять отношение людей к татуировке, привнести в нее больше глубины и смысла, реально вывести ее на уровень искусства.

В общем, андеграунд я воспринимаю так. Просто гораздо проще сказать „андеграунд“, нежели каждый раз все вот таким образом развернуто объяснять. Андеграунд движет прогресс в татуировке, хотя можно его и прогрессивной татуировкой назвать, и сецессионом, да это как кому нравится. Суть одна, а как это называть — не так уж и важно.»
Ярослав Лознов
тату мастер, UNDER TATTOO
«Для меня нет такого понятия, как „андеграундная татуировка“. Андеграундной она может быть в какой-то массе определенной. Ты идешь не совсем за татуировкой, ты идешь к определенному мастеру. То есть если он дома бьет, за еду какую-то, алкоголь, например, вот это, блять, — турбо андеграундный мастер. Но такого андеграунда в стиле нет.

То есть много ребят мутят якобы андеграундную татуировку — это или традик, например, или графика, да и цветные всякие татуировки, что угодно. Есть миллион определенных стилистик, но андеграунда в плане татуировки — течения нет такого. Просто есть татуировка, которая не содержит в себе определенных канонов, какой-то коммерческой выгоды. Когда студия воспринимается не как студия.»
Саша Куборский
барбер, UNDER TATTOO
«Андеграунд — это подземка, скрытый местяк. Нужно шарить тему, чтобы быть внутри всего этого — в андеграундные места ты просто так попасть не можешь, ты должен быть определенно направленным. Это закрытая тусовка. Типа как «клубы не для всех».
Почему андеграунд обречен стать мэйнстримом?
Однозначно, слово «андеграунд» относится к числу тех, которыми в тату-культуре зачастую злоупотребляют. Когда на радаре появляется новое течение, которое неожиданно возникает перед глазами обычного зрителя, он невольно начинает искать ответы на вопросы: «где все это находилось раньше и почему я до сих пор об этом не знал?» И получает ответ — это просто был андеграунд.
Но рано или поздно все тайное становится явным, и тату культура не исключение.

Тонкие стены подполья содрогаются под штурмом широких общественных масс, и все, что раньше условно можно было считать андеграундом, теперь можно купить. То, что было доступно лишь немногим, приобретает новую форму пресловутого мэйнстрима. Во что же превращается андеграунд за пределами андеграунда?
Саша Эфрос
тату мастер, креативный директор, TATTOO CAMP
«Переход из андеграунда в мэйнстрим происходил для большинства крупных визуальных артистов и имеет под собой простую схему: андерграунд -отсутствие должного спроса, мэйнстрим — востребованность.

Деление искусства на основную волну и подпольные движения, на мой вкус, не адекватен. Любое, даже самое передовое творчество при большом количестве предложений на него с легкостью переходит в разряд популярного, массового. Иначе обстоят дела, когда такой переход не происходит.
Возьмем самый доступный пример — работы Лиама Спаркса. На протяжении приличного срока художник делал то, что считал нужным, получая минимальную обратную связь и минимальные дивиденды. Я отчетливо помню, как просматривал его работы на flickr и особого восторга у большой массы зрителей они не вызывали.

Сейчас данный артист является не только ключевой фигурой в индустрии, но и востребованным автором. Утратил ли он «андерграундные» корни? Естественно, нет. Потому что их по факту и не было. Спаркс занимался авторским, персональным творчеством — проповедовал свои личные воззрения без оглядки на свое положение в основной экосистеме.

Его работы как имели под собой фольклорные корни, так и имеют до сих пор. Его тематикой были изображения городских архетипов, примитивистский анимализм и работа с темой депривации, будь то ментальное заключение или фактическая тюрьма. Суть его творчества не изменилась со временем. Художник просто перешел в другой информационный и социальный пласт.
«Любое, даже самое передовое творчество при большом количестве предложений на него с легкостью переходит в разряд популярного, массового. Иначе обстоят дела, когда такой переход не происходит»
На мой скромный взгляд, татуировка может делиться по творческим категориям, жанровым сегментам, которые не являются железобетонными штампами, но помогают разобраться в общем информационном потоке.

Если творчество конкретного человека имеет обилие отсылок к прошлому, при этом переосмысливая его, если оно представляет из себя цельный эстетический поток, а не набор разрозненных картинок, если визуальное направление призвано расширить кругозор зрителя и механизмы его восприятия, и если массовая аудитория его пока не приемлет — грубо говоря, это авангард.

Чтобы противодействовать академизму, нужно не просто творить «от противного», но и иметь все основания к такого роду действиям. Что происходит с данным явлением в перспективе, мы знаем, время рассортировывает всё и всех — что-то становится востребованной классикой, что-то уходит в небытие.
К сожалению, ярлык «андеграундного» артиста еще никому не помог оригинальнее творить и создавать новые формы. Наличие такого рода деления не подразумевает под собой рождение яркой личности, и, более того, не может послужить такому рождению. Творческая личность развивается самостоятельно, благодаря опыту, насмотренности, практике, анализу и экспериментам."
«Творческая личность развивается самостоятельно, благодаря опыту, насмотренности, практике, анализу и экспериментам»
Информационные потоки достигли такой скорости, что держаться на плаву крайне сложно. В данном контексте неплохо работает «теория шести рукопожатий», только для тату культуры вполне достаточно одного. Не успеешь оглянуться — и вот ловкие пальцы тату-юнги уже вытаскивают твою закрытую вечеринку на сушу, на какой бы глубине она ни находилась.

Андеграунд — это открытое море экспериментов. Каждый художник или тату мастер получает право представить свое искусство общественным массам и быть услышанным. Именно поэтому никто не застрахован от браконьеров, жаждущих поохотиться на твой улов. И рано или поздно любая попытка закрыться от посторонних глаз будет поймана на крючок.
Ярослав Лознов
тату мастер, UNDER TATTOO
«Те люди, которые начинают, как мне кажется, это бить, понимают, что именно такая татуировка выглядит дико стильно. Ну типа это же татуировки «не для всех», как Кубор сказал «клубы не для всех». Это просто охуенно выглядит, поэтому все начинают это портить. В определенное время это становится более массовой штукой. Кто-то смотрит на людей, которые все это делают, и ему просто кажется, что это круто, вот и все. В определенном смысле все это связано с модой. Но с модой вообще всецело."
Андрей Улита
тату мастер, UNDER TATTOO
«Есть люди, которые какие-то штуки выкупают первыми, а просто потом остальные это видят, считают, что это круто, стильно и начинают это делать. Ну, а все остальные — овощи."
Через 10 лет будут всякие показы. Но не презентация одежды, будут голые люди ходить, все в татуировках каких-то. Типа как показывать тренды. И все татуировки будут в массе, когда старое поколение умрет, будет молодое поколение, которое воспринимает все по-другому. И рисунки на коже тоже воспринимает по-другому, и все люди будут в татуировках. 90% людей через 10 лет будут забитыми."
Андеграунда больше нет?
Саша Эфрос
тату мастер, креативный директор, TATTOO CAMP
«Андеграунда как течения, на мой взгляд не существует. Существуют разрозненные или сплоченные творческие коллективы, занимающиеся современными, авангардными формами творчества. Их при особом желании еще можно приписать к той или иной „волне“, к той или иной конкретной эстетической тенденции. Андеграунд такой тенденцией не является — это стандартный переходный процесс, эволюционная ступень любого творчества, которая при эффективной работе уходит, уступая место новым этапам.»
Игорь Танген
«Даже и не знаю. В остальном, конечно. Это уже какой-то суррогат андеграунда, фальшивка. Субкультуры и прочее трендовые с намеком на андеграунд, вечеринки… это все псевдо, андеграунд не так работает. Не то время уже. А вот в татуировке есть, бесспорно, хотя это также может казаться, а андеграунд просто перерос в нечто большее."
Андрей Улита
«Да всегда будет какой-то андеграунд. Просто он будет по-разному выражаться. Все, что ты себе представляешь под словом «андеграунд» — это и есть андеграунд. Для тебя это может быть ботан какой-нибудь, например, то есть у него там своя атмосфера. Он воспринимает все внутри того кубика, который он видит. Есть кубик больше, который андеграунд воспринимает иначе. А есть вообще другие фигуры. Короче все зависит от того, кто и как знаком с этим словом и что себе под этим представляет.»
Избежать противоречий вокруг термина «андеграунд» в тату культуре едва ли возможно. То, что один общественный пласт будет считать абсолютным андеграундом, другим покажется довольно примитивным и коммерциализированным мэйнстримом. Всё зависит от точки зрения на то, что такое «нормальная» татуировка.
Но разве слово «андеграунд» не предполагает какого-то сопротивления, протеста, несогласия с существующими в массовом ключе представлениями о современной татуировке и разделения на своих и чужих? Естественно, предполагает. Именно поэтому многие тату мастера открещиваются от любых упоминаний «андеграунда»: подпольщиками и борцами против мэйнстрима они себя нисколько не ощущают. Тех же, кто в своем творчестве прикрывается бэкграундом подполья, спустя время накрывает волна культурного нормкора.
Отрицать популяризацию индустрии татуировки бессмысленно — это процесс, который будет происходить, пока твой корабль держится на плаву. Одно известно наверняка: с течением времени все те, кто был на глубине подполья, и те, кто предпочел оставить якорь на суше, повернули свой компас в единственно правильную сторону — они просто научились делать то, что им по душе.
В лонгриде принимали участие:
Автор
Настя Каневская
Герои
Саша Эфрос
Игорь Танген
Андрей Улита
Ярослав Лознов
Саша Куборский
Фото
Сергей Немцов
Андрей Улита
Отдельная благодарность
Тату студиям TATTOO CAMP и UNDER TATTOO
Made on
Tilda