история персонажа
NOT A HERO
Татуировка уже давно трансформировалась в нечто большее, чем дело техники. Теперь мы не только смотрим на готовую работу, но и ищем за ней историю. Это уже не просто изображение внутри определенного стиля или направления — словарь терминов делает шаг назад и дает дорогу идее, которую хочется разглядеть и поставить в один ряд со знаковыми моментами жизни. Мы стали мыслить шире, смотреть дальше и думать глубже, поднимая железный занавес над привычным пониманием того, что такое тату культура. Статичное изображение, упрощенное для массового зрителя, — это не тот путь, по которому хочет идти современный ценитель прогрессивной культуры.

То же самое касается и тату мастеров — грамотный «артист» понимает, что занять свое место под солнцем не так просто, если оставаться лишь на волне трендов или отточенной годами техники. Важно быть талантливым, делать мощно и круто, но история — это самый правильный путь обратиться к своей аудитории. И эту историю зритель должен воспринимать всерьез.
Современному тату мастеру нужно быть в определенной степени культурологом. Задача не только в том, чтобы делать хорошо или так, как еще никто не делал, а думать и чувствовать, выражать мысль, которая позволила бы выбиться из массовой цепи и выглядеть актуально. Потребитель не должен прилагать никаких усилий, чтобы осмыслить идею, которую ему преподносит автор, ведь у потенциального клиента нет перед глазами того бэкграунда, который стоит за плечами создателя. Татуировка — своего рода референс, послание, воспоминание, переработанные в продукт. Это свежо и читается клиентом на эмоциональном уровне. Мастерство автора — дополнительная опция, которая прилагается к мысли, которую хочет запечатлеть на себе клиент. И поэтому для тату артиста важно создать форму, которая впоследствии станет элементом общения и организует диалог между клиентом и его собственными воспоминаниями.
Важнее всего в истории найти эпицентр, вокруг которого движется мысль. Штрихи, тени и линии — это символы, все может стать знаковым, но даже эскиз должен быть одушевлённым, обрести лицо. В условиях эксперимента рождается персонаж, дающий истории новое пространство и освобождение от привычного контекста. В однополярном мире тату культуры, где индивидуальность размывается рамками моды, герой не просто воплощает в себе идею, он становится олицетворением целого направления. Именно это произошло с Not a Hero — плодом воображения Глеба (Tom Tom), совсем недавно поведавшем нам о самом эмоциональном течении в тату культуре — жизненном реализме.

Not A Hero. Начало

«Персонаж Not a Hero появился совершенно случайно в одном из флешей, — рассказывает Глеб. — Там был и Супермен, который «ширяется» герычем, и Железный Человек, который расплывается по барной стойке со стаканом дешёвого виски, и капитан Америка, злоупотребляющий фастфудом на рваном диване. Но именно Not a Hero как-то лучше всех «зашёл», потому что это обычный парень, который нацепил на своё грустное лицо маску Бэтмена, и героем она его не сделала. Это, естественно, отсылка к комиксам, так как Бэтмен — один из самых известных персонажей, и у него, на мой взгляд, самая стильная маска. Но я всю жизнь предвзято относился к моде, трендам и прочему дерьму, поэтому и с комиксами было так же. Не знаю, почему, но в моей голове живет какая-то херня, которая ненавидит все популярное.»
Персонаж, скрывающийся под маской всеми известного супергероя — история Not a Hero будто рвалась наружу много лет, но выбрала свою зону комфорта — оставаясь анонимной, но выжидая нужный момент. Примечательно то, что и образ Бэтмена, выбранный в качестве прототипа для «не героя», претерпевал много изменений вне страниц комиксов, меняясь перед глазами зрителя под влиянием времени. Поколение, выросшее на первых — мишурных и слегка наивных — историях про Бэтмена, сменило милость на гнев, а разноцветные страницы давно отправлены в архивы вселенной DC.

Мы успели забыть, как Брюс Уэйн разговаривал со своей собакой и летал на Луну, и остались наедине с нуаром и мрачным миром супергероя, такого актуального именно сейчас. История Бэтмена, в определенной степени укрепившая почву для создания Not a Hero, была рассказана тысячей способов, однако прошла долгий путь переосмысления, прежде чем зритель смог осознать, что перед ним вовсе не герой, а обычный человек в беспощадных условиях.

Трагедия под маской Бэтмена

Мрачный, находящийся на грани реализма комикс, раскрывающий темные черты главного героя — для того, чтобы обнаружить в Not a Hero отсылки к образу Бэтмена, не нужно иметь сверхспособности. За 78 лет существования легендарного героя историю Брюса Уэйна рассказывали в нескольких интерпретациях, но именно Фрэнк Миллер показал «альтернативного» супергероя, полностью противоречащего базовым канонам комиксов — никогда ранее борцы за справедливость не старели, они всегда были безупречными. Супергерой становится сложным, начинает сомневаться в себе, в мире, ему приходится делать моральный выбор и побеждать собственные слабости. Миллеру удалось создать архаичную киберпанковскую вселенную, в которой деление на добро и зло не так очевидно, и даже Бэтмен, кажется, не совсем положительный персонаж. «Возвращение Тёмного рыцаря» остаётся вечной классикой, и даже сегодня любая попытка возродить героя проходит неизбежную процедуру сравнения с «Возвращением».
Очевидно, что Бэтмен — единственный супергерой, сопоставимый с реальностью. Поэтому в качестве синонима к Not a Hero его мы видим не случайно — под маской ночного мстителя скрываются боль, страдания и разочарование в жизни. Однако главная его особенность, несомненно, в том, что это супергерой, лишенный каких-либо фантастических способностей. Именно это делает его более приземленным и реальным — прототипом жестокого современного мира. И главная мотивация для всех его добрых дел основана на мести. Комиксы о Бэтмене пропитаны мрачностью, а главный герой существует в атмосфере гротеска и ночи. Темнота и смерть преследуют Бэтмена, угрожая обогнать его.

На темных улицах Готэм сити нет места радости, и мир Бэтмена — это уже не история супергероя, это поэзия личности, обреченной на трагедию и борьбу с самим собой. Однако именно эта вселенная даже сейчас является миром, которому все остальные могут только подражать.

Бэтмен показывает, что значит быть устойчивым перед лицом несчастий. Его история сопряжена с нами — мы можем найти способы справиться с трагедией, но в конечном итоге теряем себя без надежды на восстановление. Постоянные поиски смысла поглощают нас, поскольку мы изо всех сил пытаемся найти комфортное положение в хаотичном мире, который темнеет на наших глазах.
Мир Бэтмена — это история, которая опередила настоящее и показала «другого» суперегероя со своими сомнениями, воспоминаниями, переживаниями, способного в итоге оказаться негативным персонажем. И именно здесь возникает постмодернистский момент — такое развитие событий шокирует зрителя и оставляет его в разногласии с привычными образами, цепляясь за что-то более глубокое. В тоже время, это противоречие мгновенно повышает интерес, так как ориентировано как на взрослую, так и на юную аудиторию. Чтобы не оставить равнодушными ни тех, ни других, комикс должен обладать несколькими историями в одной, и именно так произошло с Бэтменом. В этом смысле культура приобрела массовость и быстро набрала обороты благодаря тому, что сформировала важные ценности и идеалы для современности. Бэтмен — это своего рода пропаганда через образы, которые актуальны сегодня, это масштабная форма, адекватная социальной реальности.
«Для нас герой является символом, отражающим утопическое видение будущего, успешно поглощаемого массовой культурой»
Спецэффекты комикса обнажили дефекты мира по ту сторону печатных страниц, а оживающие картинки остались лишь уделом наших фантазий. Несмотря на то, что Бэтмен борется с вполне реальным злом, поджидающим нас в темных переулках, герой воспринимается как символ, отражающий утопическое видение будущего, успешно поглощаемого массовой культурой. Интерес к супергероям не думает угасать, но никогда ранее он не соприкасался с твердой оболочкой серого мира так плотно. И именно Not A Hero — тот самый персонаж, который просто существует в этом мире, забыв навсегда о том, что такое борьба.

Жизнь Not A Hero

«Not A Hero смотрит на мир таким, какой он есть, и ему пиздец как грустно, он употребляет алкоголь и занимается самокопанием, курит одну за одной, смотрит стендапы и вечернее шоу Девида Леттермана, и ему никогда не смешно, — размышляет Глеб. — Он любит драмы, мидвест эмо и олдскульный добротный панк-рок. Периодически чувствует себя героем, когда, например, сильно нажирается, и алкоголь толкает его на всякие поступки, он меняется в лице и чувствует себя более уверенно. Но это всего лишь настроение, так-то он все равно не герой. У него пока один друг — это грустный T-Rex, вегетарианец в бейсболке, который иногда стреляет сигареты у своего кореша, но в основном один. Not a Hero не знает, что он вегетарианец, и надеется, что он однажды сожрет его, избавив от мучений и гниения в этом мирке.»
фильм: драма
«Место под соснами» / «The Place Beyond the Pines» (2012)
музыка: мидвест / панк-рок
Mineral — «Gloria»
телевидение: юмористические шоу
«Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом» / «Late Show with David Letterman»

Not A Hero в мире татуировки

История под маской как способ что-то сказать миру — пожалуй, самая жизненная из всех возможных концепций. Можно писать рассказы, пронизанные цитатами из творчества любимых режиссеров, художников и поэтов, но гораздо интереснее показать её через образ, который с первого взгляда знаком каждому. Изначально в таком диалоге заложен протест: идея складывается в общественно значимое послание. В истории Not a Hero мы не видим ничего нового, именно поэтому работает стандартная закономерность: «не герой» является не проекцией, а отражением наших мыслей и ежедневных действий, перетекающих изо дня в день. Личность Not A Hero созвучна сомнениям, под которые мы ставим понятие смысла во всех аспектах жизни. И каждый, кто запечатлел персонажа на себе, имеет свою историю и свое понимание того, что значит быть не героем.

«Изображение «не героя» на моем теле — самая первая работа Глеба с этим персонажем, до этого его никто не набивал. Я представляю его себе как нуарно-гранжевого Бэтмена, у которого вместо особняка маленькая комната на окраине города, а вместо кучи денег — пустые бутылки и пачки сигарет. Этот персонаж — олицетворение каждого из нас. Все мы прячем свою грусть под маской: кто-то надевает весёлую маску, кто-то маску грубияна и задиры, но конечный результат — наматывание соплей на кулак в компании алкоголя, табака и грустной музыки.
Во-первых, я решил нанести эту татуировку, потому что очень люблю комиксы о Бэтмене, и меня всегда привлекало то, что у него, наверное, самая печальная история из всех супергероев, к тому же, у него нет никаких суперспособностей, он такой же, как и мы все. Во-вторых, как я уже сказал, в каждом из нас есть «не герой», человек в маске персонажа, которым он не является. Всё это идёт с самого детства, когда ты надеваешь костюм Донателло на новогодний утренник, и заканчивается натянутой улыбкой, когда твоя жизнь летит в пизду.»

«Мы с Томом знакомы давно, поэтому я успела проникнуть в его внутренний мир и прочувствовать его до самых ниточек. Набивая Not a Hero мы будто ставим на себе клеймо еще одного «не героя этой жизни», мы люди со сложной судьбой, которые потерпели самые болезненные удары. За этим печальным «не героем» скрывается сам Глеб, отражая отголоски трагичного прошлого и неудачного настоящего. В моих глазах он словно поддерживает нас, забитых и угнетенных, потому что знает, каково это. Я набила этого персонажа немного не по стандарту, у меня это уставший Дино. Можно сказать, детский вариант, потому что детство — самый нелегкий период моей короткой биографии.
Грустно осознавать, что ты не один такой, но это наш клан, где тебя понимают. С каждым годом ситуация становится все плачевнее: дети глупеют, юные роют себе яму все интенсивнее. Так и входят в наш клан новые и новые лица. Мы не герои в этой жизни, но будем ими в следующей.»

«Ничего потайного, философского и прочего глубокого в татуировки не вкладываю, мне просто нравится, как Глеб работает. В его творчестве вопрос эстетики я не считаю главным, и выбор флеша был почти произвольный. Персонаж Not a Hero — да, он яркий, но стоит в одном ряду других его героев. Немного нуара, иронии, сарказма, но все они лиричны, пессимистичны и окутаны печальным дымом от папирос.»

«Я узнал о Глебе и о его творчестве примерно 1,5-2 года назад. В то время я как раз начал делать татуировки, и его работы произвели на меня сильное впечатление. В Глебе я увидел человека, который был очень привязан к тому, что он делает. Я сразу понял, что у него много идей. Время от времени мы с ним общались и поддерживали друг друга, несмотря на то, что никогда не виделись.
Я сразу заметил, что многие из его работ привязаны к одной тематике — к персонажу Not a Hero, который сразу нашел во мне отклик. Я захотел набить его на себе, но планов посетить Москву у меня не было, поэтому я просто спросил разрешения у Глеба. Он был не против, и в этот же день я оставил слова «Not a Hero» на себе.

Мы с Глебом по-прежнему находимся в хороших отношениях, несмотря на то, что так и не познакомились лично, и это удивительно. В планах — поработать вместе в Москве или Лондоне. Для меня это будет большой честью.»

Больше, чем просто «не герой»

Будучи актуальной и злободневной, история Not a Hero начала набирать обороты, став ярким примером того, как незаурядный с первого взгляда персонаж смог найти свое место в сердцах многих. Вовсе не потому, что напоминает Бэтмена, а благодаря тому, что он так же близок каждому, как и недосягаемость истории о невозможности стать супергероем. Выберите любую поверхность — будь то кожа, стена или ткань, Not a Hero приживется везде, равно как и повсюду будет читаться по-разному. Но стать достоянием общественности — это вовсе не желание получить одобрение общественных масс, а эксперимент, попытка социализации, которую приходится проходить каждому из нас ежедневно.
Новая среда обитания — это не больше, чем очередная глава в биографии Not a Hero. История «не героя» крайне мобильная, голодная и всепоглощающая, поэтому никогда невозможно предугадать, где она появится и какую форму в конечном итоге обретет. Not a Hero — локальное явление с глобальным подтекстом, и перерождение его на других поверхностях было вполне предсказуемо, так как образ персонажа становился все более узнаваемыми, выводя на новый уровень повествования. Это продолжение истории, которая началась с рисунка и стала повсеместной. Центр внимания сместился с привычных плоскостей, и теперь автору интересны другие пути взаимодействия людей с его персонажем.
Отныне Not a Hero можно увидеть везде — в качестве принта на футболках, джинсовках и бомберах или на потрескавшихся стенах серого Петербурга. «В Питер я приезжал на неделю, но завис на целый месяц. — говорит Глеб. — Атмосфера тогда погрузила меня, я взял несколько банок с краской и решил вспомнить детство: побомбил немного в центре ночью на Лиговском, на «техноложке», на фургоне — давно его приметил, кстати, ещё когда в первый раз приезжал. Самая не геройская тачка, которую я там видел, у неё даже фары грустные, не мог её упустить! На финском заливе какую-то помойку подкрасил, вообще Питер — крутой город, атмосферный.»

Запоминающийся образ Not a Hero уже вышел далеко за пределы тату культуры. Его эмоции остались прежними, но избежать чрезмерного внимания персонажу не удалось. Однажды ему даже пришлось стать настоящим героем — в качестве логотипа кофейни MARX coffee, открывшейся в Уфе. «Это место, где работал мой старый товарищ Николай Беляев, который однажды предложил отрисовать картинку для американо, — добавляет Глеб. — Тогда я запечатлел «не героя», который проснулся с похмелья и забежал к ним за кофе. Впоследствии они стали использовать его уже как лого, но я об этом позже узнал, это как-то без меня уже произошло.»

О будущем персонажа

Эпоха красивых картинок уходит в прошлое. На смену ей пришла история как бесконечный мысленный поток. Одновременно с нашими взглядами меняется и культура, а еще — чуть ли не сама суть татуировки. Not a Hero оказался в нужное время в нужном месте. Это реальный персонаж для реальных людей, возникший в силу этих перемен и в рамках жизненного реализма — тихого жанра, где разыгрывается драма настоящего под изображением вымышленного. Возможно, это и есть то самое закулисье тату культуры, внутри которого появляются свои герои и своя эстетика — сырая, грубоватая, но искренняя и обязательно на злобу дня. Not a Hero вполне можно считать альтернативным персонажем, но градус его восприятия снизился ровно до того уровня, когда его спокойно могут переварить как любители авангарда, так и те, кто привык смотреть на татуировку исключительно под коммерческим углом. История «не героя» продолжается, и то, во что она может превратиться, уже не имеет никаких границ.
«Мой персонаж живет сегодняшним днём, он очень много думает о суициде, и, возможно, его будущее довольно печально»
«Мне кажется, что история Not a Hero — это идеальный сюжет в первую очередь для тех, кто признает себя не героем. Тех, кто живет в реальном мире, а не в мире иллюзий. Соответственно, я делаю его не всем. Также потому, что я рисую его сразу на коже, и он полностью передаёт эмоции и состояние, даже музыку, которая играет в тот момент, он всегда и для каждого будет индивидуальным. Каждому свой Not A Hero,» — резюмирует Глеб.

Эмоциональная составляющая и чувство сопричастности, скрывающиеся под маской Not a Hero, помноженные на личную точку зрения наблюдателя, стали яркой метафорой к тому, как обычная история обретает громкую форму. Это и есть понимание современности — отразить привычное в новой идее, которая сумела бы рефлексировать на всех пластах человеческой жизни. И Глебу именно это и удалось: находясь по ту сторону массового шума, он обратил внимание на то, что находится прямо под носом. Ведь если татуировка — это про культуру, то Not a Hero — в первую очередь про человека, которому вовсе не обязательно быть героем, чтобы найти отклик в сердцах людей.
Фото: Дмитрий Дуплинский. В материале были использованы фрагменты из видео «TTV3», оператор — Сергей Мищенко.

Made on
Tilda