Мы берем это на улицах
Бумага, холст, стена или кожа — каждый сам выбирает, на каком полотне рассказать свою историю. Уличная культура плывет по волнам грязной и ничем не объяснимой случайности, в которой только ты определяешь, какой способ самовыражения выбрать.

Как звучит твоя свобода? Похожа ли она на шипение баллона или жужжание тату машинки? Кажется, весь этот шум можно смешать в довольно интересный микстейп. Делаем громче и внимательно слушаем — шоу начинается.
Уличная культура сегодня претерпевает ряд громких изменений. То, что происходит в рамках городского лайфстайла, находит свое отражение в самых нестандартных формах - творческая личность в ее самом широком понимании нарушает границы дозволенного. Аудитория интересующихся и понимающих увеличивается в сотни раз - художники открывают для себя новые двери, за которыми уличное искусство теряет свою протестную составляющую и становится объектом массового наблюдения.
Граффити-райтеры уже не могут позиционировать себя исключительно как «стрит артисты», они берут планку гораздо выше - язык стен становится все более приземленным и читаемым, а книги на полках творческих достижений требуют новых историй. Игра по жестким уличным правилам уже предоставила творцу долю азарта, а стремительно растущие культурные пласты требуют свежей крови.
Примерно та же история происходит и с татуировкой - сегодня она становится равнозначным феноменом широкой культуры, внутри которой художник может попробовать себя в любой роли и построить свою собственную сцену самореализации. Истории татуировки и граффити сливаются в общую точку на карте современности, где из самобытного творческого явления они превращаются в нестандартную и безусловно яркую форму самовыражения.
С чего всё начиналось?

Антон Сакво
граффити-райтер, иллюстратор, тату мастер, КРАПИВА
«Первое свое граффити я нарисовал в 2000 году, так что можно сказать, рисую уже как 17 лет. С 2007го я плотно занимаюсь еще и иллюстрацией, дизайном персонажей и так далее. Так что визуальный язык или «стиль» у меня формировался постепенно долгие годы, отчего и выделяется сейчас ярко на фоне общей массы татуировщиков, несмотря на то, что татуирую я всего полтора года и то нечасто и с перерывами.
В татуировку я попал абсолютно случайно. Мои друзья, с которыми мы сейчас вместе работаем в студии Крапива, устраивали мероприятие под названием «Тату Вслепую», и второй ивент проходил у моих друзей в заведении «Cans&Beer», основная аудитория которого близка к граффити-сообществу, некоем граффити-баре, если можно так его назвать. И так как я готовился к участию к битве иллюстраторов Secret Walls, где принципиально рисуют только черным цветом без исправлений, я решил попрактиковаться в графике и отрисовал 3 флешсета. До этого мои иллюстрации всегда были очень цветными, я даже старался избегать черный цвет, заменяя его темными оттенками. В итоге на мероприятии ни один из моих флешей набит не был, что меня очень расстроило, но на следующий день мне написали несколько моих друзей граффити-райтеров, которые хотели, чтобы я им их набил. Это были Mesr, Keuc и Bodik. Мы устроили небольшую тусовочку у одного из них дома, на которой мой мой товарищ Данила Шози, у которого был татуировочный бэкграунд, показал и рассказал мне основы сборки стола, гигиены и стерильности, и я сделал за вечер свои первые 6 татуировок. Я очень благодарен им за такой опыт, и особенно жене Мезра Насте, которая вообще татуировки в этот вечер делать не планировала, но одной все же обзавелась. С тех пор пошло-поехало и я втянулся.
Причем я очень много лет считал, что татуировка — это унылое зашоренное говно для байкеров или гопников. Несмотря на то, что сейчас мое мнение о тату-культуре слегка поменялось и я с уважением отношусь ко всем тату-мастерам, даже реалистам, культура для меня в общей массе до сих пор очень зашоренная, недалекая и ограниченная. Впрочем, как и граффити. Впрочем, как и иллюстрация и практически все творческие направления деятельности.
В творчестве очень важен личностный фактор и честность в самореализации этим творчеством, поэтому людей, которые делают что-то действительно интересное, свежее и оригинальное, не больше 5% от всех, кто этим «творчеством» занимается. Это артисты, художники, создатели. Личности, которые действительно горят и постоянно гнут свою линию, несмотря ни на что. Именно они формируют новые стили, которые потом популяризируются.

Сейчас, когда технически татуировка стала доступной, оборудование и информация находятся в общем поле, в культуру влилась большая масса людей, среди которых есть сложившиеся артисты, в том числе иллюстраторы или граффити-райтеры. Именно они и вносят в татуировку свежий воздух. Это вполне естественно, и современный мир, в частности интернет, этому способствует. Это в принципе распространяется на все творческие среды. С другой стороны, это встречает недовольство консерваторов, для которых данная среда привычна, и поэтому это кажется чем-то «нетрушным». Но это тоже нормально.
Что касается меня, то я воспринимаю себя сейчас как художник-иллюстратор, которому доступны разнообразные техники, мультиинструменталист, среди которых и техника работы баллоном со спреем, и техника работы иглой с чернилами. Я стараюсь во всех сферах гнуть принципиально свою линию и не делать ремесло в принципе. В татуировке я еще жестче использую этот принцип.
Человеком, который перевернул мое отношение к татуировке, был Fuzi. Именно принцип гнуть стайл, пусть и который технически мне до сих пор чаще не нравится. Ориентиром для меня в плане того, как технически татуировка должна выглядеть, до сих пор является Herman IX, у которого так же имеется весомый граффити-бэкграунд. Вообще я считаю, что главный рабочий инструмент иллюстратора - это не руки, а голова. И в этом из татуировщиков мне очень близок Лещев, хоть он и делает традик. Еще выделю корейских татуеров. Когда я уже наконец начал следить, за тем что происходит внутри культуры, оказалось, что именно корейцы ближе всего мне стилистически.
«Вообще я считаю, что главный рабочий инструмент иллюстратора — это не руки, а голова.»
На себе я коллекционирую исключительно блэкворк. Для меня татуировка как пленочная фотография - она фиксирует момент времени, мысль, сюжет, людей которые связаны с этим временным интервалом. Только с таким подходом, причем обязательно осмысленным, татуировка не может надоесть. Как и фотография, она конечно может быть крутой композиционно, с художественной точки зрения, но любим мы те или иные фотки не из-за этого. Почему некоторые фотографы работают в черно-белой палитре? Это контрастно и рельефно. Эстетика татуировки у меня ассоциируется именно с отсутствием цвета, это выглядит круто. Такой же подход, как к самому себе, я в первую очередь и распространяю на всех остальных. Но есть «но». Я не истина в последней инстанции и четко понимаю, что точка зрения от моей может отличаться. Поэтому цвет я делаю тоже. Причем старался начать его вводить почти год назад, но отклика тогда это не получило. Сейчас цветные работы у меня есть.»
Вениамин Сонин
граффити-райтер, иллюстратор, тату мастер, CHURCH STREET TATTOO
«Первым было граффити, его я начал рисовать в 11 лет. С татуировкой я связался гораздо позже. Первые баллончики мне на Новый год подарили родители, это был 2005. А вот первую татуировку я сделал в 2014.
По поводу развития пару слов: в граффити мне понадобилось 5 лет рисования, чтобы начать делать более-менее достойные работы. Мой тэг - «sbitwo», я рисовал в основном буквы, как и все граффитчики, сейчас больше делаю разных персонажей. С 2005 года по сей день я стараюсь рисовать хотя бы раз в неделю, были времена в Киеве - вообще не вылазил зимой. А было и такое, что по 3 раза в неделю ходили в -20. В общем, я склонен считать себя активным граффити-райтером.
С тату другая история - меня мой друг Дима Совесть подсадил, мы учились в универе вместе на иллюстрации, он уже тогда работал в салоне и предложил мне попробовать. Я попробовал, мне супер понравилось. Один только запах дэтола чего стоит, не говоря уже о том, что ты делаешь кому-то свои рисунки на всю жизнь. Я купил оборудование и начал работать дома. Но спустя полгода я больше ушел в иллюстрацию, и меня постоянно раздражали люди, которые договаривались, а потом не приходили на сеансы, всякие тупые вопросы и предложения набить какую-то дичь. Так что я отложил свои тачки на длинных 3 года, и вот только в августе 2016 снова достал их и задумался вернуться в дело.
С позиции техники исполнения сложнее конечно же тату. Когда я граффити рисую, мне вообще все равно, что получится, так как я делаю это для себя, просто наслаждаюсь процессом «пшиканья» баллончиком. С татуировкой намного все сложнее: во-первых, если ты профессионал, ты как минимум должен подготовить место - уборка, дезинфекция и стерилизация, это все нужно делать, нужно быть всегда сосредоточенным во время процесса татуировки и на это уходит много сил и времени. К тому же, нет права на ошибку, у тебя же нет возможности закрасить сверху, ну разве что блэкворк.
В свободе творчества ничто меня не ограничивает, у нас же свобода слова и самовыражения как-никак. Граффити - вандализм, татуировка - уголовщина.
Так считают люди постарше, переубедить таких людей уже не выйдет, нужно просто подождать - новое поколение на подходе.
«Граффити — вандализм, татуировка — уголовщина. Так считают люди постарше, переубедить таких людей уже не выйдет, нужно просто подождать — новое поколение на подходе»
Конкретно в тату индустрии я до сих пор ищу тот самый стиль, в котором буду работать все время. Конечно, можно легко отличить мои эскизы от других, но между собой они сильно варьируются от так называемого «UGLY стиля» до более традиционных татуировок. Мне по вкусу делать смешные татуировки, посмотрев на которые хочется улыбаться. Ну, там пришельцы всякие, собачки, котики с косяками. Но люди в основном приходят за чем-то серьезным, ведь татуха - это на всю жизнь.
Свой стиль, безусловно, можно разработать, это не сложно. Все, что нужно делать - это рисовать каждый день, так или иначе с каждым разом рисунки все больше будут получатся в стиле автора, это происходит автоматически.
Главная цель в моем творчестве - оставить после себя что-то. Граффити на коммерческом уровне - это стрит арт, это уже существует. Я просто скажу, что граффити рисуют в основном или дети, или какие-то непонятные совсем люди, но настоящие граффитчики - это вандалы. Они могут быть абсолютно разными людьми в повседневной жизни: кто-то работает в банке, кто-то продает оружие, кто-то программист, у кого-то трое детей, но вечером они собираются вместе и едут на электричке рисовать или лезут на 25ти этажное здание, чтобы нарисовать на крыше в поисках острых ощущений. Граффити - это способ выпустить пар и хорошо провести время.»
Катарина Морозова
тату мастер
«В моей жизни все происходит очень спонтанно. В 17 лет я сделала первую тату, с подачи брата. И спустя пару лет я попала таким же случайным образом в тату студию, и вскоре освоила такое ремесло, как татуировка. К граффити относилась как к ещё одному виду самовыражения, особого интереса не вызывало, хоть и в окружении всегда были парни из этой тусовки. Вдохновил меня попробовать порисовать Матвей Kayf, помню, что первый раз был в 15 году на мой день рождения, и не описать словами, как мне это понравилось. Естественно, хотелось ещё и ещё, далее надо было понять «а что я хочу рисовать»? В татуировке я рисую графичных голеньких и немного одетых дамочек, так почему бы не перенести их на стены? В итоге мое начальное творчество окружающим понравилось, этот аспект меня вдохновлял, как ничто другое.
Я знаю, что многие завидуют людям, которые нашли своё призвание. Надеюсь, не слишком пафосно прозвучало? Я одна из тех, кто получает нереальное удовольствие от своей работы и при этом получает за своё творчество на теле деньги.
«Я знаю, что многие завидуют людям, которые нашли своё призвание. Я одна из тех, кто получает нереальное удовольствие от своей работы и при этом получает за своё творчество на теле деньги»
Стиль, в котором я работаю, вроде не имеет названия. Это графические изображения, как я упомянула ранее. Мне нравится экспериментировать, и зацикливаться на одном стиле не хочу. Конечно, есть пара тату артистов, что интересны мне, но вдохновление я ищу не в творчестве людей, а в своём окружении и жизни.»
Матвей Kayf
граффити-райтер, тату мастер
«Ну, вообще все началось с граффити. Я рисую на улице больше 15 лет, а к татуировкам относился скорее скептически в разных смыслах, но после того, как мы начали общаться с Катей (Морозовой - прим. ред.), я поближе познакомился с тату миром. Конечно же, в основном люди делают на себе какой-то шлак ширпотребный и мало стиля, да и в целом мало кто озадачивается мыслью делать что-то личное, сакральное и символичное. То, что хоть как-то связано с внутренним миром и их жизнью. Сегодня тату для многих - это просто дань моде.
Когда меня просят сделать тату, я делаю только то что мне по душе. Я стараюсь придерживаться своего стиля, название стиля в работах я не придумывал, да и сюжеты отличаются по смыслу.»
Что связывает татуировку
и граффити?
Нельзя отрицать, что татуировка и граффити уже давно утратили корни самостоятельности жанра. Оба явления обретают более размытую, абстрактную форму, в которой меняют традиционное состояние и плавно перетекают друг в друга. Все это - яркий эксперимент над творческим потенциалом, где разные техники нанесения создают стиль, который полностью концентрируется не только в контуре, но и в самом содержании. Вне зависимости от бэкграунда, который прячет художник за своей спиной, индустрия татуировки и граффити в его глазах загораются новой идеей - мыслить шире.
Антон Сакво
«Если говорить о связи граффити- и тату- культур, то я сам интересуюсь глубоко этим вопросом и планирую документацией этого заняться в ближайшее время. Межкультурный обмен тут есть давно, есть и личности, которые стали звездами в обеих сферах и на их стыке, но раньше они все-таки входя в культуру, встраивались в нее.

Сейчас же это «проникновение» выглядит ярко, только когда происходит без всякого уважения к традиции. Поэтому, скорее всего, я не могу себя считать татуировщиком, разве что плохим татуировщиком. Из-за этого появляется много специфичных тонкостей. Например, на меня не работает промо тату-студий, где я работаю. Или то, что чаще всего мои татуировки являются первыми для моих клиентов. Получается, я работаю с принципиально другой аудиторией. Этим людям я очень благодарен, ради них я эту линию и продолжаю гнуть. Я не могу сказать, что я зарабатываю татуировкой, но приводить мои частые путешествия в не такой ощутимый минус как раньше это все же позволяет.»
Вениамин Сонин
«Я не сильно «объединяю» эти два мира, они довольно разные и самодостаточные. И то и другое - это тусовка, только вот на граффити денег не заработаешь, а тату - это не только весело и прикольно, но еще и хорошо платят.»
Катарина Морозова
«Что касается общего у данных культур, в любом случае это изобразительное искусство, будь то кожа или стена. Мое мнение - на стене проще самовыразиться, и без последствий. Плюс есть всегда масса возможностей ошибиться и исправить. Это тот аспект, к которому мне было нелегко привыкнуть, будучи тату мастером.

И да, на данный момент эти культуры тесно переплетаются, они на пике моды.
Не хочу помещать в рамки граффити и тату индустрию, для меня и то и другое является искусством. Просто делайте это с умом и красиво.»
Матвей Kayf
«Тату индустрию и граффити объединяет мода. Считаю, что все пытаются выделяться из массы, а в итоге только создали эту массу. Но это все временно, я думаю. На смену этого придет что-то другое. А что именно - пока не знаю.»
Татуировка и граффити:
можно ли считать их искусством?
Любая категория творчества рано или поздно предстает перед вопросом - можно ли ее считать искусством? Если опираться на привычную терминологию, то граффити, как и татуировка, таковым не являются - они находятся где-то на стыке между искусством и лайфстайлом, но ни к тому, ни к другому полноценно причисляться не могут. Это формы самовыражения, опирающиеся на годы практики и постоянного поиска точки творческой опоры. Художник растет и развивается в мире искусства, но без оглядки на традиционные рамки.
Антон Сакво
«Здесь очень легко запутаться в значении слова, потому что каждый под ним воспринимает разное, поэтому вообще это развлечение для искусствоведов вешать ярлык «искусство» или «не искусство». Весь двадцатый век искусство пыталось понять свои рамки, в чем дошло до абсолютно абсурдных произведений, где сопровождающий текст и подтекст произведения важнее самого произведения.
Если рассматривать одно из значений этого слова, а именно как мастерство в какой-то области, доведенное до совершенства, то и технарей-ремесленников из обеих сред можно отнести к искусству. По мне ни то, ни другое как субкультуры, сферы или движения искусством не являются. Есть самородки внутри обоих, к которым можно применить слово артист с большой буквы, как по мне это стайлеры - те, кто меняет представление координально о том что и как можно делать. Их творчество, я считаю достойно быть названным искусством, потому что в контексте времени и места являются значимыми.»
Современная тату культура испытывает постоянное давление под всеобщим коммерческим шумом. И в этой связи граффити выводит ее на новый, «свежий» уровень повествования. Татуировка в своей традиционной форме через городскую среду получает новый темп в уже привычном ритме улиц и дышит полной грудью самовыражения.
Татуировка и граффити - это, безусловно, яркая и грамотная коллаборация между художником и его мировоззрением, из которой рождается принципиально новая форма изложения творческого пути. Несомненно, сегодня и граффити, и татуировка приближаются к искусству в его современном понимании. И именно в контексте времени это движение становится более заметным.

Так или иначе, и тату культура, и граффити находятся за стеной банальных метафор и, возможно, уже давно вышли за рамки любых терминологий и характеристик. Однако, как говорил Fuzi, «мои татуировки являются искусством хотя бы потому, что ты меня спрашиваешь, искусство ли это».
В лонгриде принимали участие
Автор
Настя Каневская
Герои
Антон Сакво
Вениамин Сонин
Катарина Морозова
Матвей Kayf
Фото
Катарина Морозова
Отдельная благодарность
Фотопроекту notré utopié

Made on
Tilda